Мавзолей Ишратхана

Ишратхана - один из замечательных светлых памятников Самарканда, который располагался в бывшем пригороде – рабаде. Когда-то в этой местности было много садов, виноградников, загородных усадеб зажиточных горожан; одна из таких усадеб в 10-11 веках была на месте Ишратханы. До сих пор среди исследователей средневековой архитектуры Узбекистана нет единого мнения, что же представляет собой этот памятник: мавзолей, который был построен, предположительно, по приказу жены правителя Самарканда Абу Саида, которую звали Хабиба Султан, женщину знатного рода, для их дочери Хавенд-Султан; тогда этот памятник нужно датировать 1460-1469 годами; или же это один из загородных дворцов, построенный по приказу Тимура в 1397 году.

«По одному из вариантов легенд грозный Тимур встретил в этом месте женщину такой пленительной красоты, что невольно склонился перед ней и поцеловал ее ногу. Красавица стала потом его женой, на месте счастливой встречи был отдан приказ соорудить дворцовый павильон для пиршественной палаты. По другой версии, любимая жена Тимура красавица Биби-Ханым, сооружая это здание, предназначала его для своей усыпальницы. Когда же Тимур при осмотре пришел от него в такое восхищение, что поцеловал жену, то смущенная лаской и в память об этом, она предназначила зданию быть «Домом радости» , а гробницу решила построить в другом месте»

Мощный фундамент, выложенный из рваного чупанатинского камня, на 5,5 метров уходит в глубь земли. Он поддерживает устои стройного портала и внешние стены центрального зала. Здание выложено из квадратного жженого кирпича на растворе из ганчхока – примеси местной разновидности алебастра и земли. Фасады когда-то имели мраморную панель. Изящный бирюзовый купол, опирающийся на стройный барабан, выложенный кирпичной мозаикой из синих и белых квадратиков, вознесся над зданием мавзолея.

Входной портал и двухъярусные лоджии по бокам покрыты резной мозаикой с непрерывным геометрическим и растительным орнаментом из переплетающихся побегов, листьев, мелких цветов. С большим вкусом был выполнен интерьер центрального помещения усыпальницы и сообщавшейся с ней трехкупольной галереей - «мион-сараем», здесь широко использована система перекрещивающихся арок и угловых щитовидных парусов, заполненных сталактитами.

Центральный зал представляет собой большое квадратное помещение с глубокими нишами, придающими ему крестообразное очертание, по осям расположены дверные проемы, два из которых ведут на главный и северо-восточный фасад, еще два соединяют зал с мечетью и мион-сараем. В юго-восточной нише расположены ступени, ведущие в склеп.

Стены покрывает роспись синим по белому с небольшим вкраплением золота и техника рельефной живописи по золотому фону - «кундаль». Свет проникал сюда через оконные решетки - панджара, со вставленными в них прозрачными стеклами, окрашенными в красные, желтые, зеленые , голубые, синие цвета. Кашинной плиткой с позолотой покрыты панели, полы и плинтуса выложены мраморными плитами светлых оттенков, из мрамора же выполнена ажурная решетка, которой были ограждены надгробия.

В юго-восточной нише главного зала расположены ступени, ведущие в вниз, в склеп, довольно обширное восьмигранное помещение с плоским сводом. Через три узких вентиляционных люка поступал сюда снаружи свет. Вдоль стен был выложен мраморный бордюр ,поверх него проходит цветная изразцовая панель с обрамлением из мозаичных полос. На мраморных надгробиях выступает тонкий орнаментальный узор.

Мавзолей Ишратхана – это фамильная усыпальница аристократической семьи, которая не была предназначена для широких масс паломников, она сохраняла интимный характер, лишь узкий круг близких людей мог спускаться в склеп. Смерть любимой, безвременно ушедшей в мир иной дочери, подвиг мать на сооружение этого мавзолея. Все краски мира, померкшие перед юной девушкой в связи с кончиной, должны были окружать ее после смерти.

Впоследствие и Хабиба Султан была похоронена здесь, рядом с дочерью – Хавенд Султан. Постепенно просторный склеп заполнялся новыми надгробиями рода Абу- Саида. Время оказалось неумолимым к мавзолею Ишратхана, постепенно растаскивались мраморные панели, кирпичи шли на сооружение новых зданий, мраморные намогильные плиты были перетащены на соседнее кладбище Абди Дарун.

Сильно пострадавший после землетрясения 1897 года купол, окончательно рухнул в 1903 году. В наши дни планируется реставрация этого памятника , строившегося на закате правления династии Тимуридов , и пройдет немного времени, он как и многие столетия тому назад будет восхищать современников.